СЕН Амартья Кумар - СЕН (Sen) Амартья Кумар (р. 3 ноября 1933, г. Сантиникитан, шт. Бенгалия), индийский экономист, философ и политолог. Нобелевская премия (1998).
Образование получил в Президентском колледже в Калькутте, а затем в Кембриджском университете (см. КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (Великобритания). В 1956-1958 преподавал в Калькуттском университете; в 1957-1963 работал в Кембридже; в 1963-1971 - профессор экономики Делийского университета; в 1977-1980 преподавал в Оксфордском университете, а в 1987-1998 - профессор Гарвардского университета (США). Одновременно Сен является почетным профессором многих европейских и индийских университетов. В 1986-1989 избирался президентом Международной экономической ассоциации.
Сфера научных интересов Сена достаточно широка. Прежде всего - это проблема бедности, экономической отсталости, социального неравенства, голода в менее развитых странах мира. Этим проблемам посвящены такие его работы, как «Об экономическом неравенстве» (1973), «Бедность и голод» (1981), «Этика и экономика» (1987) и др. Осмысление этих проблем стало для него основой и поводом для разработки новых подходов к развитию традиционной теории общественного благосостояния (welfare economics) и связанной с ней теории «социального выбора»(social choice theory), первоначально разработанной американским экономистом К. Эрроу (см. ЭРРОУ Кеннет). Он публикует такие работы на эти темы, как «Выбор, благосостояние и проблема измерения» (1982), «Качество жизни»(1993). Как и Эрроу, Сен стремился получить логически непротиворечивый ответ на вопрос о том, можно ли вывести обобщенное понятие «общественного благосостояния», «общего интереса», «общего показателя бедности» при наличии социального неравенства, разнообразия предпочтений, интересов, уровня способностей и благосостояния отдельных индивидов данного общества. Эрроу ответил на эти вопросы своей «теоремой невозможности», то есть невозможности отыскания единого критерия «социального выбора», удовлетворяющего всех. Сен смотрит на эту проблему более оптимистично. Расширение информации, новые возможности формального и неформального анализа, по его мнению, позволят решить эту проблему. Свою лекцию при вручении Нобелевской премии он неслучайно назвал «Возможность социального выбора».